Герои водорода

      Самые восторженные воспоминания сохранились о командире "СССР-В-6" Николае Гудованцеве. Это был, по-видимому, один из молодых самородков, которые и тащили на себе форсированное развитие страны. Красивый парень, приехавший из Сибири учиться на летчика, вскоре стал одной из первых скрипок Дирижаблестроя. Гудованцеву было двадцать девять лет. Можно представить себе, что чувствовал он, когда Сталин предложил ему лететь на лучшем дирижабле за папанинцами!

     Анна Семеновна Гудованцева, сестра командира, которой было тогда одиннадцать лет, вспоминает, что в полет дирижабль провожали Микоян и Ежов. Аня тайком забралась в кабину, где они сидели.

- Ежов маленький, плюгавенький, в шинельке серенькой, ужасный!

     Микоян, напротив, был любезный и веселый, начал болтать с Аней. Но тут в кабину вошел Гудованцев и как глянул! Одного его взгляда было вполне достаточно - Гудованцев не успел жениться, но тянул целый кагал меньших сестер и братьев - и Аня мигом ретировалась.

     До того Николай Гудованцев получил орден Красной Звезды за то, что не растерялся в момент очень специфической аварии в сентябре 1935 года. Дирижабль «СССР-В-2» совершал агитационный тур в Донбасс. И там, в городе Славянске, его сорвало с привязи! На борту находилась группа пионеров с экскурсией да еще совсем молодая, двадцатилетняя летчица Люда Эйхенвальд.

    Гудованцев, который в этот момент праздновал с донецкими шахтерами, каким-то чудовищным рывком успел добежать до дирижабля и ухватиться за канат, на котором и повис. Уже на большой высоте Люда с пионерами втащили его на борт. Пока висел на канате, ладони ободрал до костей. Но вдвоем с Людой они тут же завели моторы и незапланированный полет завершился успешно. Самый умный пионер был за штурмана, помогая ориентироваться (он и сам потом стал летчиком).

    В том же году был инцидент в окрестностях Онежского озера, когда дирижабль «СССР-В-7» на 9500 кубометров водорода упал на собачий питомник НКВД; сгорело около сотни овчарок. За это молодому командиру Володе Устиновичу дали два года, но вскоре Гудованцев вытащил его «по вновь открывшемся обстоятельствам».

     ...Терпение властей предержащих, вероятно, лопнуло в тридцать восьмом, после еще одной катастрофы. Дирижаблестроение в СССР было законсервировано и уже не возобновилось, а Дирижаблестрой для успокоения переименовали в Долгопрудный, который получил статус города в 1957 году. Экипажи пересели на самолеты.

Hosted by uCoz